Thursday, October 17, 2013

Канада, поиски работы...

В этом опусе я опишу процесс моего поиска работы и все подводные камни, которые с этим были связаны.

- С чего начинать.
- Где и как искать.
- Резюме.
- Собеседование/интервью.
- Правила поведения на интервью - их можно много найти в Интернете, но я опишу свои впечатления.
- Рекомендации с предыдущего места работы.
- Условия принятия предложения.
Это примерный план изложения, чтобы самому не потерять нить в столь ёмком труде :-D.



Для начала скажу, что у меня пост ТОГО же уровня что и был на исторической родине. Что жэ это значит? Это значит, что я занимаюсь тем же самым (конечно изменились брэнды) и с таким же уровнем ответственности, я - системный администратор 2 уровня, т.е. я поддерживаю системную инфраструктуру компании... Я удовлетворен на 110% своей работой: интернациональная компания с офисами по всему миру (офисов нет только в странах бывшего СНГ и Южной Америке), отличный коллектив (и команда, да и вообще народ в компании), суть работы (прикольно быть причастным к 130 Террабайтам данных...), социальный пакет (страховка, пенсия, постоянное обучение), зарплата - все это меня устраивает.

Для меня поиски работы начались еще в Бишкеке, но это был пассивный поиск - смотрим какие есть вакансии на сайте Emploi Quebec, на сайтах jobboom.ca, monster.ca, craigslist.ca, glassdoor.ca. На этих сайтах я искал вакансии похожие на мой профиль, отправлял на указанные e-mail'ы свое резюме и ждал ответа. !!ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД!! Нужно через недельку-другую звонить и напоминать о себе: а куда резюме пришло? а когда будет собеседование? а кто начальник (линейный менеджер)? а когда позвонить еще раз? Это активный поиск работы - к слову сказать, я сам так начал делать только после 6-7 месяцев...

Начинаем искать на этих сайтах - чтобы иметь представление о рынке труда и о зарплатах на этом самом рынке труда. Самые полезные сайты (с которых был хоть какой-то результат) в моем случае были monster.ca, linkedin.ca. Мне кажется, что glassdoor.ca тоже потенциально хороший, но с ним у меня не получилось ничего :). Смотрим уровень зарплаты на позиции с ВАШИМ уровнем знаний и с точно таким же опытом работы - это отправная точка с которой мы идем на рынок труда, чуть-чуть ее уменьшив (ну тысяч на 10-15) для приобретения пущей конкурентоспособности :). Glassdoor в смысле опередления уровня зп очень полезен... Очень!

Это было первое. Второе, в принципе, активный поиск работы подразумевает, что мы САМИ составляем список компаний и доставляем туда свое резюме. Желательно резюме отдать потенциальному непосредственному начальнику... И взять контакты... И напоминать о себе через некоторое время... (Я никогда так не делал - наверное поэтому искал работу так долго).

Третье. Что касается резюме - 99.9% советчиков в интернете (и не только) советуют "подгонять" свое резюме под конкретную вакансию, потому что для Северной Америки характерна узкая специализация, например если я режу колбасу - низзя ни в коему случае писать что я еще и сыр могу порезать... и ДАЖЕ хлеб!! Ты режешь колбасу и ты в этом деле специалист! Точка. Это характерно практически для всех видов деятельности. Но что делать, если вы универсал? Да-да я еще и сыр могу и даже хлеб... И мне это очень нравится. Поэтому (а может быть от большой лени) я из своего резюме ничего не убирал - только добавлял по мене приобретения опыта хождения на интервью. Что добавляется в резюме? Проекты - это здесь любимая и уважаемая вещь. Любые проекты связанные с твоей трудовой деятельностю или даже серьезные увлечения - поймал рыбу с воооот таким глазом?? смело добавляй в раздел увлечения и достижения - вдруг тебя собеседует рыбак? И еще для Северной Америки характерна точность в мелочах - глаз какой-такой рыбы был вооот такого размера?? Ааааа пескаря????? Ну это жеж не серьезно... Так вот если мы, по роду своей деятельности, работали с чем-нибудь, обязательно нужно писать точно версии, модели, время когда мы с этим работали (год, месяц, день, час ;-)) - это добавляет веса в рассказ о себе, точнее - правдоподобности. Если же к резюме приложить ПОРТФОЛИО (это всех касается, не только людей творческих профессий), то получится вообще сказка. Что засунуть в портфолио, если ты IT-шник?? Известное дело - диплом об образовании (школьный аттестат можно не вкладывать), перевод диплома, сертификаты, достижения/грамоты, фотографии компании где работал, фотографии команды в которой работал (если требуется командность), диаграммы и схемы... Это очень помогает когда рассказываешь о себе - можно полистать и "документально", а не голословно, все показать. Это очень важно - ведь мы входим на рынок на котором мы "никто и звать тебя никак"... А это очень трудно.

Четвертое. Собеседование. Да, сначала очень волнительно - не родной язык, не пойми чего от тебя требуют - это стресс. Кроме стресса - это очень серьезная подготовительная работа. Я определил для себя несколько вещей, которые (как мне кажется) важны на собеседовании.
1) Во внешнем виде не должно быть ничего лишнего: очки (солнцезащитные и с накладными носами/усами), блютусы, наушники и т.п.
2) Нужно точно знать на какую позицию ты подаешься - требования, которые написаны в объявлении взяты не с потолка, по ним будут гонять и иногда очень сильно гонять, если компания серьезная. А значит,
3) Нужно готовиться - хотя бы банально освежить знания перед интервью по нужной тематике (исходя из требований, естественно)
4) Нужно показать, что ты хочешь именно ЭТУ работу и эту должность - энтузиазм, товарищи, энтузиазм рулит
5) Оптимизм и открытость - улыбка на лице и дружелюбие в движениях
6) Последнее в моем списке - нужно уметь за 2-3 минуты рассказать о себе. Что это значит "рассказать о себе"?? Сначала я думал, что это... ну о себе. Жена, дети, глаз от пескаря дома на полочке лежит до сих пор, нож любимый, чтобы хлеб/сыр/колбасу резать.... Нет. Нет. И еще раз нет. Эта история должна состоять на 80% из достижений на работе из 20% из примеров требуемых личных качеств (коммуникабельность например, стрессоустойчивость)
Кажется с этим все... Приведу пример: одно из последних собеседований. Я ехал ради него 300 км в одну сторону. Сдавал в тот день тест по английскому в этой компании. В общем, был серьезно настроен. Меня не взяли - мотивируя что у меня не достаточный уровень французского языка. Хорошая версия, но я думаю все дело было в том, что я не проявил оптимизма, когда начальник-начальник спросил: а ты уверен что хочешь этим заниматься?? Оптимизма "заниматься этим" после того, как я "это" себе представил у меня не было. "Это" - это первый уровень техподдержки на одном из заводов VOLVO Group - не самое веселое занятие в мире.... Так вот рвение и желание очень важны.

Пятое. Рекомендации с предыдущего места работы. Обязаны быть, если устраиваемся в серьезную компанию: они сделают звонок за рубеж, если серьезно настроены. Два-три человека, с которыми работали - коллеги, начальники, отдел кадров... Номер телефона, позиция и описание рабочих отношений - это нужно распечатать на листике и вложить... Куда?? в ПОРТФОЛИО!, чтобы были при себе на ваякий пожарный )))))

Шестое. Ну с условиями принятия предложений я думаю каждый может справиться сам.  У всех разные критерии отбора, но нужно быть гибким... Если нужно переехать в другой город? Я бы поехал, а кто-то - нет...

Ну вот кажется и всё с моими воспоминаниями... Сейчас я работаю уже в течение пяти месяцев - а это значит, что вышеперечисленные замечания сработали для меня, а значит могут сработать и для кого-то ещё, почему нет?

Удачи!!

4 comments:

  1. Отлично рассказал! Больше всего мне понравилось про рыбий глаз. :)

    Поздравляю с работой!

    ReplyDelete
  2. Спасибо и спасибо :)

    ReplyDelete
  3. Саш, а ты эвалюацию диплома своего делал? А то вот думаем, заморачиваться ли этим, или там это никому не надо...

    ReplyDelete
  4. Неа, и не собираюсь :)

    Вообще с эвалюсьоном диплома такая петрушка... Занимает это дела УЖЕ год-больше, если устраиваться на работу он, в общем, никому не нужен (основываясь на опыте нескольких человек, успешно работающих по специальности). Так что только перевод у авторизованного (орденоносного :)) переводчика...

    Диплом нужен для дальнейшего обучения, но все универы и некоторые CEGEP'ы делают эвалюсьон сами на основе переводов...

    ReplyDelete